• Телефон доверия:
  • 8(4112) 42-10-28
  • +7 (495) 104-68-38
  • "Горячая линия"
  • ЕГЭ 8(4112) 42-10-46
  • ОГЭ 8 (4112) 42-10-48
  • +7 (495) 984-89-19

Ссылки на образовательные порталы

Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Правовые акты, ссылки на электронные ресурсы, касающиеся обеспечения безопасности детей

Рекомендации по оформлению проекта

Научно - исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности

 

Основные характеристики методологического аппарата исследования.

Проблема исследования.

 Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.

 Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. 

 Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.

 Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.  

 

Выбор и формулировка темы исследования

 Молодому ученому стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.

 Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.

 Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей  вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.

 Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).

 

Определение актуальности и новизны исследования

 Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.

 Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

 Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.

 Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»

 Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.

 Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь. 

Объект и предмет исследования

 Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.

 Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

 Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность. 

 Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.

 Научная гипотеза – форма научного освоения действительности.

 Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.

Задачи исследования

 Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.

 Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).

 Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».

 Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение). 

Теоретическая и практическая значимость исследования

 Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.

 Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.

Рекомендации и требования к содержанию работы

Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения, краткая аннотация). Эти части выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.

Требования к тексту

 Существуют определенные требования к оформлению работ (ГОСТ 7.1-84, дополнения к ГОСТу от 1.07.2000).

 Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (21х29,7 см).

 Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель – «14» шрифт «Тimes New Roman»), через 1,5 интервала между строками (28-30 строк на странице) со следующими полями: левое – 30 мм; правое 10-15 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ равен пяти знакам или 12-15 мм.

 Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

 Нумерация ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой.

 Каждая новая глава должна начинаться с первой страницы и непременно иметь заголовок.

 Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль.

 Формулы вписываются черной пастой (тушью) или воспроизводятся на печатном устройстве.

Титульный лист

Является первой страницей и содержит: 

 название конференции и работы, населенного пункта; 

 сведения об авторе (Ф.И.О. ,учебное заведение, класс);

 сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).

Краткая аннотация

 Представляет собой краткое описание работы, проведенных исследований и полученных результатов (не более 10 строк).

 Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст  краткой аннотации. 

Оглавление

 Помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются.

 Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

 Все заголовки необходимо располагать друг под другом.

 Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. 

Введение к работе

Обосновывается:

 актуальность темы, 

 цель и содержание поставленных задач,

 новизна исследования(новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.),

 формулируется объект и предмет исследования,

 кратко описывается состояние исследуемых факторов и явлений по литературным источникам,

 выдвигается рабочая гипотеза,

 фиксируется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования,

 указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы отработки данных,

 показывается вклад авторы в развитие научной проблемы,

 сведения из литературы должны быть изложены словами автора,

 если приводится фраза полностью, то ее необходимо взять в кавычки, 

 если материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указывается так: По мнению А.В. Минаева (1992)  «---»(и приводится цитата, заключенная в кавычки),

 если смысловой нагрузки фамилия автора не несет, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992),

 если идет ссылка на нескольких авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997).

Основное содержание работы

 Подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.

 Раскрывается тема, достижение результатов, заданных целью.

 Подробно описываются элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать или опровергнуть гипотезу).

 Дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогии  и т.п.) 

 Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к ее решению.

 После каждой главы обязательно должны быть сформулированы выводы.

 Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения.

 Самый экономный и наглядный способ обработки первичных данных – это сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах.

 

Заключение

 Кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения(выводы),содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

 Заключение должно быть самым основательным, логическим обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.

Список использованной литературы

 Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названия сборников).

 Сведения о книгах должны включать: 

- фамилию, инициалы автора (авторов), название,

- место издания,

- издательство и год издания, 

- объем в страницах.

 Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва – М., Санк-Петербург – СПб.

 При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников.

 Сведения о статье из периодической печати включают:

- фамилию, инициалы автора (авторов), название, заглавие статьи,

- наименование издания, наименование серии,

- место издания,

- издательство и год выпуска, том, номер издания (журнала), 

- страницы, на которых помещена статья.

Приложения

В приложениях к работе помещаются (итоговые):

- таблицы,

- примеры расчетов,

- графики,

- протоколы испытаний,

- схемы,

- фотографии.

На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в тексте работы.